?

Log in

No account? Create an account
Про дурную голову - Всякие разные штуки -
November 1st, 2011
05:46 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Про дурную голову
На ММБ (http://community.livejournal.com/_mmb_/) я собирался еще в прошлом году, но двое суток в позднеосеннем болоте пугали: с летними походами все ясно, с зимними – тоже, но поздней осенью ночевать в лесу не приходилось. А на ММБ, по слухам, надо переть сквозь болота, завалы, по пояс в воде, не спать сутки и т.д.
Тем не менее искушение попробывать, что это такое было очень велико – и в этом году я все же решился. Дурная голова ногам покоя не дает.

Причем – для полноты экстрима – решил идти в одиночку а не присоединяться к какой-либо команде.
С конца лета ежедневно бегал по парку 5-7 км, типа готовился. Принимал контрастный душ – типа закалялся. Читал отчеты прошлых ММБ – типа просвещался. Но просвещение не пошло мне в прок – как ни писали бывалые участники «облегчайте рюкзак!» я затарился по полной. Боязнь мокрого, темного, холодного леса была сильнее доводов разума – и в 90литровый рюкзак(!) набивались палатка, спальник, два свитера, два комплекта термобелья, котелок, клмн, четыре(!!!) килограмма еды (не считая воды), термос. Все это упаковывалось в гермы… Собранной снаряги, как я теперь понимаю, хватило бы 2-3 людям на неделю. Вроде бы очевидная вещь – в обычных походах еда расходуется примерно из расчета кг.в сутки, так на скоростном пробеге надо и того меньше – а я набрал 4кг еды на два неполных дня!  Рюкзак вышел аж на 19 кг! Крякнув, «сократил» его до 17кг. На этот раз – голова совсем дурная и совсем ногам покоя не дает.
Еле-еле успев на электричку (собирал рюкзак в последний момент) понял насколько лоханулся – у народа были рюкзачки на 25-35, максимум 50л. Я со своими 90ми выглядел мастодонтом.
Ладно, будь что будет.
Зрелище тысячи человек, идущих в ночи с налобными фонариками на старт –  невероятное. Еще невероятнее – тысяча одновременно (в полночь) стартовавших – по лесной, раскисшей дороге. Напоминает какое-то религиозное действие, мистерию. Ну, про это все в своих отчетах пишут.
Стартовал легко, бежал даже чуть быстрее основной массы.
Перед пунктом выдачи карт – небольшой ручей. Народ столпился у бревнышка для перехода, часть людей пошла искать другие бревнышки, кто-то сорвался в ручей… круто. Получили карты (спасибо организаторам за качество!)(карты тут http://community.livejournal.com/_mmb_/206968.html), плотной, но уже чуть растянувшейся толпой идем к КП1. Он под мостом через Волоколамку – и, собственно говоря, с него-то и начинается ММБ – кто-то уходит на КП2, кто-то уходит в лес и ставит палатки. Чуть поплутав, вышел на просеку к КП3, по ней с небольшими интервалами идет народ, группируясь с одним пареньком, берем КП3, КП4 – искать их почти не приходится, народу полно. Дальше КП6. Разошлись во мнении как идти на КП и разбежались. Я попер на КП прямо через бурелом. Народ куда-то попропадал, еле-еле блеснет в ночи фонарик и исчезнет. Взял КП6 достаточно уверенно, чему очень порадовался – первое «самостоятельно» (а не в толпе) взятое КП. На встречу прет народ с 8КП – идя по их фонарям беру этот КП (долго искал в еловом лесу «высокую живую ель!») и ставлюсь спать. Время шесть утра. Просыпаюсь в 9-30, совершенно не замерз. Костер не разводил, термос еще горячий. Оставляю шмотки в палатке, забираю только кошелек и фотоаппарат, налегке бегу к КП5. И застреваю в болоте. В легенде сказано о восточном углу леса – но что имеется ввиду – правый или левый берег болота?  Брожу вдоль левого берега – камыши, канавы, промоины – живой бобер (удрал от меня в нору), брошенные птичья гнезда… как тут найти «высокий пень?!» Встречаю девушку, которая сообщает, что КП на другом берегу, но болото надо обходить – тут его не перейти. На обход жалко времени – дважды пытаюсь перейти и терплю фейл – проваливаюсь по… хм.. почти по пояс (а провалиться глубже нельзя – в карманах ценные вещи). Решаю возвращаться и плюнуть на КП, но вижу, что за мной идут два парня – объясняю, что КП точно на той стороне, но тут не перейти. Решаем оббежать болото. Оббежали. Парни принялись искать КП, мне же кажется что оно несколько дальше. Иду вдоль болота – навстречу попадаются люди, ищущие это же КП. Решаю для себя, что лучше уж ничего больше не возьму – но КП5 достану. Бегаю еще час вдоль болота (дурная голова не смотрит в карту и не оценивает положение) пока каким-то чудом не натыкаюсь на вожделенный пень (а ведь мимо раза три прошел!)Возвращаюсь к рюкзаку. Уже два дня! Однако… Пора на смену карт, что ли. Закапываю 2 кг. еды (курагу, хлеб…) но рюкзак, почему-то, все равно тяжелый.
Ноги на болоте весьма подмерзли – решаю смазать их финалгоном. Смазал, блин, так что шагу не ступишь – горят. Пришлось мыть их в луже, вытирать носками и одевать носки наизнанку.
Иду к смене карт – вроде по лесной тропе, но тропа то и дело «растворяется» в завалах – а может это я ее теряю… Мимо должно быть КП 9 – ищу его и не нахожу. Вообще не понимаю, как его можно взять в лесной чаще – насколько точный надо иметь шагомер и внутренний «курсомер» чтобы выйти на «раздвоенную сосну» в лесной чаще.
Дальше – деревня с таким родным названием Сорокино. Здесь совершаю грубейшую ошибку – устав от завалов, выходу на квадроциклистскую тропу, идущую на ЮВ, в то время как мне надо строго на юг! Но сворачивать в дебри так не хочется – к тому же карта GPS (в отличие от выданной карты) обещает просики, по которым я потом  пройду на восток. Просек не оказалось.
Можно было, конечно, плюнуть на все и уйти по этой дороге до какого-то населенного пункта, от которого ходили автобусы – но уж очень хотелось добраться до смены карт – зря, что ли, брал КП?!
Значит – азимутать на запад. Что ж, тупая, тупая  голова. Бедные, бедные не знающие покоя ноги. По завалам, по болоту (его нет ни на одной карте, между прочим!). В наступившей темноте. Часа три. Уже стемнело. А Ольшанки все нет и нет…  Первый встречный фонарик готов был расцеловать. Пошел за ним, догнал – оказалось, смена карт сзади – тут уде люди бегают на второй этап. Что ж, по крайней мере теперь ясно где я. На смене карт был часов в 9 вечера. Получил карту второго этапа – понял, что просто не успею дойти до промфиниша до конца ММБ – а значит можно расслабиться…  
Выспался (ночью, правда, чутка подмерз), приготовил завтрак (еды не израсходовал и пятой части) – вода в Ольшанкебыла коричневой и пахла лесом, но вроде ничего страшного но произошло…, побродил-пофотографировал Ольшанку (какие же красивые места), позжжигал мусор, оставленный несознательными гражданами на СК и не спеша (не хотелось уходить из леса)  и побрел к автобусу. Встретил прекрасную компанию ребят, с которыми стоял в очереди за билетами на электричку на ММБ – с ними и уехал обратно. Такое совпадение. И очень хорошо что встретил – потому как на автобусной остановке в Раково на нас попытались побычить два пьяных гопника – но им не получилось испортить нам праздник!
 
Результаты и выводы.
Протопал за 2е суток 40 км.
За моральную подготовку и физическую выносливость ставлю себе "4ку", за подбор снаряги и ориентирование - "2ку". 
Главную цель – посмотреть, что такое ММБ и как его ходить, взять хоть какие-то КП я выполнил. И – что еще более важно – получил огромный кайф (намного больше чем я предполагал – ММБ – это точно «мое»!)
Но вот пройти ММБ до финиша или хотя бы до Прома не смог! И дело не в физической усталости а в стратегических просчетах, которых было два.
Первое. Снаряга. С рюкзаком тяжелее 10 кг на ММБ делать нечего. Рюкзак брать не 90 а 40 л (минус 1 кг). Еды брать 1 кг.максимум (минус 3 кг), если брать термос – не нужна отдельная кружка, если есть котелок – не нужна миска. Котелок на одного брать минимальный. Термос можно заменить горелкой, кошелек не брать – минус 1 кг. Если идти одному – не брать палатку «двойку», сойдет и тентик + еще один свитер. Еще 1-2 кг. Чемпионы же умудряются бегать с 7кг.
Второе. Ориентирование. Тут банально нужно подучиться, чтобы тупить уж не так  позорно. Научиться держать азимут не отклоняясь больше чем на 2-3 градуса и подсчитывать линейное расстояние на петляющей тропе.  Для этого – хотя бы иногда выбираться на соревнования по ориентированию и – ходить в ПВД.
Все. Фотки выложу чуть погодя отдельным постом. 


Tags: ,

(38 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:wingover
Date:November 1st, 2011 01:53 pm (UTC)
(Link)
> С конца лета ежедневно бегал по парку 5-7 км, типа готовился. Принимал контрастный душ – типа закалялся. Читал отчеты прошлых ММБ – типа просвещался.

Блин, если не смотря на все это, не прошел - что ж это за ММБ монстровый должен быть...
[User Picture]
From:al_stal
Date:November 1st, 2011 01:54 pm (UTC)
(Link)
ММБ нормальный, это я идиотЪ с 17кг за плечами и путающий запад с востоком.
[User Picture]
From:rtkr
Date:November 1st, 2011 02:32 pm (UTC)
(Link)
Имхо.
Еды 1 кг - мало. Лучше взять побольше, чем чувствовать голод. Я бы оценила килограмма в 1.5 на свой женский организм. В основном - углеводы, шоколад, батончики, орехи, сухофрукты. Можно - каши и супчики. А вот банка тушёнки может и дома постоять.
Аптечка. Я вместо финалгона ем кетанов (или мажусь им). Разогревать ноги в болоте - фигово. Тем более, если есть опрелость или травма кожи. А нпвс (бутадион, кетанов-кетонал) снимут боль.
Можно попробовать ходить с треккинговой палкой. Она немного разгружает ноги.
Палатка помогает согреться. Если её не брать, то аккуратно смотреть на параметры спальника. С устатку мёрзнешь больше. Термос на 1 можно взять маленький. Хотя можно и совсем не брать :)
Извините, что влезаю со своими советами.
[User Picture]
From:al_stal
Date:November 2nd, 2011 05:04 am (UTC)
(Link)
Спасибо за советы. Кг. еды, наверно, мало - но реально, если соберусь брать этот кг, то запихаю все равно полтора :) Я питался в основном орехами и мюсли, есть что-то основательное не хотелось вообще, хотя в последнюю ночь сделал гречку с сушеным мясом (сто грамм высушенного в духовке фарша).
Ноги у меня не сильно устают, а палку эту таскать, бояться потерять... проще на месте найти палку и с ней идти.
[User Picture]
From:kobbi
Date:November 1st, 2011 02:44 pm (UTC)
(Link)
*занудным тоном* еще можно стребовать с медведа килограммовую палатку
[User Picture]
From:windysmile
Date:November 1st, 2011 03:04 pm (UTC)
(Link)
твою, имхо, жалко. :).
[User Picture]
From:windysmile
Date:November 1st, 2011 03:04 pm (UTC)
(Link)
Привет!
С Ритиным комментом согласен больше, чем с постом, хотя я ммб-лузер - я на ммб уже и не помню сколько не был.
для бега 7кг много, для ходьбы 13 кг нормально. :) .
Палатку-однушку беру всегда, если иду соло. Осенью это тепло, весной это небольшое уменьшение риска наловить клещей.
В целом про мой подход к снаряге ММБ очень давно писал в этом посте.
С поправками на сейчас было бы более тёплый спальник (+1кг), больше термиков, меньше х/б.
Естественно, никаких свитеров - это и вес, и объём.
[User Picture]
From:al_stal
Date:November 2nd, 2011 05:09 am (UTC)
(Link)
Привет!
Ну, по моим ощущениям - 13 кг тоже много. Весной (если пойду весной - аллергия может помешать) и осенью буду стремиться к 10.
Посмотрел твой список снаряги - как и список снаряги других бывалых. Буду стремиться к чему-то похожему.
From:(Anonymous)
Date:November 1st, 2011 03:19 pm (UTC)
(Link)
Чувствуется большой опыт водных походов -)) В начале августа я себя наказал похожим образом, когда собрался в первый раз идти по Альпам с ночевкой. Там, конечно, нет бурелома и болот, просто надо перейти два перевала, каждый раз поднимаясь на километр вверх. Ну и температура ночью якобы 0..+5 из-за высоты. Первым делом я купил рюкзак - фанфары - на 90 л! У остальных в группе, кроме одной неопытной учительницы английского, рюкзаков больше, чем на 50 л, не было. Ну и конечно - два свитера и спальник, хотя обе ночевки планировались в благоустроенных избах-гостиницах (alpine style, все дела). Было жарко и влажно -)
[User Picture]
From:alexvel
Date:November 1st, 2011 03:23 pm (UTC)
(Link)
Чувствуется твой большой опыт водных походов, Саш -)) В начале августа я себя наказал похожим образом, когда собрался в первый раз идти по Альпам с ночевкой. Там, конечно, нет бурелома и болот, просто надо перейти два перевала, каждый раз поднимаясь на километр вверх. Ну и температура ночью якобы 0..+5 из-за высоты. Первым делом я купил рюкзак - фанфары - на 90 л! У остальных в группе, кроме одной неопытной учительницы английского, рюкзаков больше, чем на 50 л, не было. Ну и конечно - два свитера и спальник, хотя обе ночевки планировались в благоустроенных избах-гостиницах (alpine style, все дела). Было жарко и влажно -)
[User Picture]
From:alexvel
Date:November 1st, 2011 03:27 pm (UTC)
(Link)
В общем, не вини себя слишком уж, в следующий раз ты им покажешь.
[User Picture]
From:tentetnikov
Date:November 1st, 2011 10:08 pm (UTC)
(Link)
Рюкзак лучше 35-30 литров.
Термос... Зачем? Лучше горелку, есть даже 40-е граммовые экземпляры (хотя я разочаровался в Go Systems), лучше взять что-нибудь другое MSR, Primus, или Snow Peak.
Еда индивидуальное дело.

Соревнования помогают, но, по-моему опыту, этого мало - ни на рогейнах, ни тем более на Мосмеридиане и других парковых ориентированиях такого веселья нет! :)
Лес другой, карты другие, призмы висят...
[User Picture]
From:al_stal
Date:November 2nd, 2011 04:45 am (UTC)
(Link)
Спасибо за советы.
По первому опыту термос равносилен горелке - ведь воду все равно с собой тащить. Еще из Мск взял с собой кипяток - и до СК хватит.
А учиться держать азимут все равно надо.
[User Picture]
From:orthannaer
Date:November 2nd, 2011 04:49 am (UTC)
(Link)
Гы-ы :) Вот уж точно дурная голова ногам... но хоть удовольствия массу получил :) Я тебе как ленивый человек скажу следующее. Я бы на эти соревнования взял бы линейку и калькулятор, получив карту рассчитал бы координаты точек и пошел бы спокойно по этим точкам ориентируясь исключительно на джпску :) Там геморой единственный который я предвижу, что карты в разных проекциях может быть, карта совеццкая может быть в пулково-42 а джпс работает с вгс86, что доставит лулзов при пересчете нереальных. Но лучше пятнадцать минут попотеть с калькулятором, чем так бегать :) Кстати 40км я не ходил, но личный рекорд осени это 17км по лесу за 6 часов, грибочки собирал :)
[User Picture]
From:al_stal
Date:November 2nd, 2011 05:07 am (UTC)
(Link)
Координаты, конечно, можно высчитать, но проблема часто не в них а в путях подхода к ним - найти просеку, найти брод - иначе будет сплошной буреломинг и плаванье по болоту.
А, кстати, вечером попробую пересчитать координаты и сравнить их с реальными (трек gps я писал и координаты 6 КП знаю).
[User Picture]
From:na_vi_na
Date:November 2nd, 2011 05:08 am (UTC)
(Link)
Эээх, там же "в отчетах прошлых ММБ" есть столько обсуждений снаряги, а вы 17 кг. Хотя один раз мы взяли с собой товарища,который упаковался на 22кг. У него было все, вплоть до двухкилограммового топора и 4-х килограммовой палатки. И естественно, рюкзак 90л.)
Удачи на следующем ММБ!
[User Picture]
From:al_stal
Date:November 2nd, 2011 05:10 am (UTC)
(Link)
Спасибо! И как товарищ с 22кг, прошел?
[User Picture]
From:leviathan_mai
Date:November 2nd, 2011 05:47 am (UTC)
(Link)
Очень душевный рассказ :-) Первый раз примерно так же сходили - на троих взяли около 15 литров воды и.т.д. :-D
[User Picture]
From:kedzo
Date:November 2nd, 2011 08:43 am (UTC)
(Link)
зачетный рассказ!
тоже были с напарником в первый раз - впечатлений масса и похожих.
но до финиша-таки дошли :)

я правда читал много отчетов, почти все и ходили в тренировочный поход по пршлогоднему осеннему ММБ - обкатывали снаряжение.
[User Picture]
From:tentetnikov
Date:November 2nd, 2011 09:14 am (UTC)
(Link)
Термос не равносилен, все-таки..
Пол-литровый термос весит горелка + 110 гр. газ (примерно 260-350 гр.)
Но термоса хватает на 10-12 часов (минус время на дорогу от дома до старта). У термоса есть крышка-кружка, которую нельзя использовать на горелке (т.е. она лишняя).
Заполнять термос кипятком - греть воду на костре (долго), на горелке (тогда зачем термос?), брать у судей (не правильно, участники должны быть автономны). Последний вариант, конечно, возможен, несмотря на протесты судей )), но ведь до них надо еще дойти.
С водой тоже не просто. В принципе, вода на маршруте есть всегда, т.е. можно и не нести с собой постоянный запас, а набирать по мере надобности.

Хотя, с другой стороны, конечно, лишних 250-300 грамм - это не так много.
[User Picture]
From:lt_rzhevsky
Date:November 2nd, 2011 11:01 am (UTC)
(Link)
приветствую! мы были знакомы в частности на кобезднике.
рад что выбрался на ММБ. Видел твой пост про поиск напарников. Если будут вопросы про подготовку и снарягу - пиши с удовольствием помогу.

лидеры бегут с максимум 4-5 кг за спиной )))

countff
[User Picture]
From:kobbi
Date:November 2nd, 2011 11:07 am (UTC)
(Link)
Таааак! Попался!!!!
[User Picture]
From:mmarym
Date:November 3rd, 2011 01:44 pm (UTC)
(Link)
!!!!!!:)))))
Powered by LiveJournal.com