Александр (al_stal) wrote,
Александр
al_stal

Categories:

Мы спустились с гор!

В начале недели мы спустились с гор!
Для меня это был самый трудный поход из всех пережитых – несмотря на имеющуюся туристическую подготовку, да и тренажеры фитнесс - клуба, сил едва хватало на то, чтобы дотащиться до привала и рухнуть на подставленную пенку. Проходить по 20 с лишним километров в день, таща за спиной 20кг. рюкзак, причем проходить по горным тропам, по камням, по снежникам и ледникам, ставить палатку среди снега и ночевать без костра за отсутствием в горах дров – к этому я, как оказалось, готов был слабо - поход, зарегистрированный в МЧС как поход III категории сложности – был действительно сложным.
И огромное спасибо всем ребятам, частично разгрузившим мне рюкзак, спасибо девчонкам, поддерживавшим морально. Спасибо всей группе, подававшей руку на переправах и бродах, на отвесных скалах и скользких камнях, делившаяся на привалах песнями и сухарями.
Спасибо всем камням, ледникам и скалам Саян, которые, вопреки песне Высоцкого, оказались надежными и не подвели – нога не соскользнула с камня, снег ни разу серьезно не провалился , река не сбила с брода – что даже удивительно.
Впрочем, все действительно не перевариваемые трудности похода пришлись на первую его часть, а день на четвертый, когда продуктов стало поменьше, и ноющие плечи, натертые ноги и насморк поняли, что надеяться не на что и раньше срока им расслабиться не удастся и сдались – идти стало легче. Хотя и не особо.
Зато места, в которые мы забрались, были действительно дикими и туристами разведаны не многим более чем тропики Южной Америки или африканские пустыни. И виды на долины с горными ручьями, по берегам которых росли цветы всех возможные цветовых оттенков, наводя на мысли о райском уголке – это стоило пережитых трудностей.
Но – немного по порядку, с фотографиями.

Часть первая. По Бурятии.







В Иркутск из-за задержки рейса прилетели днем, а не утром, где встретились с двумя девушками, тащившимися из Москвы на поезде почти четверо суток и везшие весь тяжелый груз.
Иркутск для миллионного города выглядел непривычным – весь его центр остался двухэтажным – каменные, а то и деревянные дома 19вв. – новостройки, в отличае от Москвы, располагаются только по окаринам и города не портят (сказывается обилие земли, которого нет в Москве). Город средней степени обшарпанности – асфальт на дорогах, конечно, не нов, но страшных колдобин и ям нет, фасады зданий частично пооблупившиеся, но немного залатаны. Автопарк города многообразием не отличается – пожалуй 90% машин в городе – это подержанные Тайоты.
Из Иркутска, сев на две заранее арендованные (с водителями) машины – тронулись в путь. Сначала – по Транссибу (состояние Транссиба удивило в лучшую сторону – дорога хотя и неширокая, по одной полосе в каждую сторону, но в цеом без ям и колдобин, к тому же активно чинится). Доехали 60 км. до Слюдянки – это поселок – порт – железнодорожная станция на Байкале. Первое знакомство с Байкалом не впечатлило – ну вода до горизонта и вода, ну горы и горы, к тому же половина берега занята неживописным портом – однообразные бараки, ангары, подъемные краны…
В Слюдянке свернули с Транссиба и поехали строго на на запад, через Бурятию. Через 200 км. Оформили пропуска в погранзону на погранзаставе в п.Монды, на границе с Монголией. Переночевали в машинах, в ужасной тесноте, а с утра, уже по совсем раздолбанной дороге, доехали еще 180 км. до Орлика (село на юго-западе Бурятии), откуда, через пару часов, по бездорожью, проходимому только грузовиками и лошадьми, достигли стартовой точки маршрута.

Рис 1. В пути к началу маршрута.



Рис 2. Вся группа (12 человек, + один из водителей (крайний слева в нижнем ряду)).




Пообедав и переложив рюкзаки, отправились в путь. Шли 10 км. по дороге, в долине р.Сенсы, на берегах которой паслись стада коров и лошадей, встретилось несколько бурятских поселений (небольшие домики с загонами для скота), пару раз проскакали на лошдях и сами аборигены, не применувшие спросить, кто мы и откуда.

Рис 3. Бурятское поселение.


Рис 4. Сами аборигены.



В первый же вечер была первая серьезная переправа через реку – мелких речушек встречалось без счета, и они проходились сходу, на них просто не обращалось внимание, а вот реки глубиной по пояс и шириной 10-15 метров приходилось проходить только четверками, взявшись за лямки рюкзаков соседа - или же по перекинутой веревке – так как поток воды был ледяной и грозил просто сбить с ног на скользких камнях. Я от на таких переправах просто переставал чувствовать ноги, их как бы сводило, к тому же они отнимали кучу сил.

Рис 5. «Переправа, переправа, берег левый – берег правый…»


Рис 6. Переправа «четверкой», саамы распространенный способ.



Рис 7. Иногда удавалось переходить и так…



На следующей день шли 25 км. по той же дороге, забиравшейся выше в горы – места становились все живописнее, бурятские деревни исчезли…

Рис 8. Все дальше в горы.


Рис 9. «На это место уж нету карты, а мы все прем по абресу…».


Рис 10. После 25 км.


В этот же день были еще три тяжелых брода, так что вечер я помню смутно – кажется дотащился (то молясь, то матерясь, то нашептывая себе под нос что-нибудь бодрое из Киплинга, Гумилева или Высоцкого) и сразу лег спать. После чего с меня, к моему стыду, сняли часть общественного груза и разделили по другим ребятам. На второй же день в обед отдыхали у «горячего источника» - ручья с действительно теплой (особенно на фоне горных рек с тающих ледников), но совершенно непригодной для питья (пахнущей сероводородом), воде.

Рис 11. Сероводородный источник.



Наконец, на третий день, дорога кончилась вместе с последним людским поселением, в котором жило всего три престарелых бурята…

Рис 12. Последнее бурятское поселение.


И мы полезли на перевал – по горной, местами почти отвесной тропе. Этот же перевал был «пограничным» - закончилась Бурятия, начиналась Тыва – до 1944г. Вообще самостоятельное «государство» или, точнее, просто ничейные земли с редкими племенами.


Продолжение следует
Tags: личная жизнь, походы, фотография
Subscribe

  • ММБ 2017 осень.

    ММБ 2017 осень. Это был мой - страшно сказать - 13й московский марш-бросок. Как сходил первый раз осенью 11го так ни одного раза и не пропускаю. В…

  • ММБ-2015 весна

    Традиционно в отчетах о ММБ я жалуюсь на жизнь – как было мокро, сыро и холодно. А если на ММБ не так уж тяжело – отчеты не пишу. Так, я не написал…

  • ММБ-2013-осень

    ММБ 2013-осень оказался для меня самым тяжелым из всех пяти бросков в которых я принимал участие – и это при достаточно щадящей погоде – без…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments