Александр (al_stal) wrote,
Александр
al_stal

Categories:

"Человек в поисках смысла". Виктор Франкл.

Одна из книг, наиболее сильно повлиявших на меня в последнее время, это Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла». Прочитанная где-то год назад и с тех пор дважды перечитанная.
В. Франкл – психолог, основатель пост - фрейдистской немецкой психологической школы.
По Франклу - основная причина психологических болезней в современном мире - отсутствие смысла жизни. Поэтому как основной метод лечения Франкл использовал логотерапию - врач помогал больному найти смысл жизни, и, обретя смысл, больной выздававливал - "влюбленные и солдаты не болеют".
Причем начинал он свою практику, находясь в немецком концлагере, где ему приходилось помогать найти смысл существования людям, страдающим физически и морально, обреченным на смерть.
Франкл четко классифицировал "смыслы" жизни, предложил методики их поиска для конкретных людей. Особо интересны его статьи по "смыслу страдания" - поиска смысла жизни для очень больных, безнадежных людей, отчаявшихся выжить.
Ну а лично мне был интересен его подход к религиозному смыслу жизни.
Франкла, как я заметил, много и часто цитируют, часто без указания первоисточника – на религиозных, философских, психологических форумах. Причем его позиция постоянно оказывается близкой и православному, и буддисту. Кстати, видел в Сети даже разбор работ Франкла православными богословами.
Ну а я по ходу прочтения делал для себя небольшие «выписки» - что-то вроде цитат. Получилось нечто среднее между набором афоризмов (причем иногда я брал не самого Франкла, а приводимую им цитату другого автора) и кратким конспектом. Эти-то цитаты решил выложить в Сеть – может быть кому-то будет интересно. Конечно, для понимания Франкла такой «нарезки» мало, но для общего ознакомления – в самый раз. А может кто-то и заинтересуется, и прочтет его полностью.
Просветляющее чтение.




Франкл В. Человек в поисках смысла

«Есть лишь одна честь – честь прийти на помощь. Есть лишь одна сила – сила оказать помощь» Р.У. Эмерсон.

«Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже. Принимая его таким, какой он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать» Гете.

Нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой, скорее, сопутствующее явление, сопровождаемое достижением цели.
Счастье спонтанно вытекает из достижения цели.

Мы все против лицемерия в вопросах сексуальной жизни, однако, мы должны также выступать против того лицемерия, которое творит «свобода», имея ввиду деньги.

«Когда человек задает вопрос о смысле жизни – он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует, ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо». З.Фрейд.

«Тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только нездоров, но, скорее всего, нежизнеспособен.» А.Эйнштейн.

Смысл жизни нельзя дать, его нужно найти. Смысл должен быть найден и не может быть создан. Смысл не только может, но и должен быть найден. В поисках смысла человека направляет его совесть.

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл.

Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим.

Стремление к гомеостазу не является характерным для организма, а признаком патологии. Лишь при заболеваниях организм стремиться любым путем избежать напряжения.

Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, он осуществляет самого себя.

Статуя Свободы на восточном побережье США должна быть дополнена статуей Ответственности на западном побережье.

«Каждый из нас должен стать тем, кем он на самом деле является» Ш.Бюллер

Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира.

Нормальный человек стремится не к удовлетворению своих влечений и потребностей ради душевного равновесия, он направлен на осуществление смысла и реализацию ценностей, и лишь в ходе осуществления смысла и реализации ценностей происходит реализация самого себя.

Отрицать вину человека на том основании, что он стал «жертвой обстоятельств» - значит отнимать у него его человеческое достоинство.

Редукционизм – это нигилизм наших дней.

Чем более всеобъемлющ смысл, тем менее он постижим.


Психоз, поразивший человека, имеет биохимическое происхождение, но то, как он реагирует на психоз, что он вкладывает в него, содержание, которым он его наполняет, - это его личное творение, человеческое произведение, в которое он оформляет свой недуг.

Нашим ученым нужно нечто большее, чем знание: им нужно обладать также и мудростью. А мудрость я определяю как знание плюс осознание его ограничений.


Бог – это партнер в ваших наиболее интимных разговорах с самим собой. Когда вы говорите с собой наиболее искренне и в полном одиночестве, тот, к кому вы обращаетесь, по справедливости может быть назван Богом. Такое определение избегает дихотомии атеистического или теистического мировоззрения. Различие между ними появляется позже, когда нерилигиозный человек начинает настаивать, что его разговоры с собой – это просто разговоры с собой, а религиозный человек интерпретирует их как реальный диалог с кем-то еще. Я думаю, что больше и прежде кого-либо другого имеет значение полная искренность и честность. Если Бог действительно существует, он, конечно же, не собирается спорить с нерелигиозными людьми, если они принимают за него собственные самости и дают ему ложные имена.

То, что называют совестью, по сути, погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе. Ведь большие подлинно экзистенциальные решения в жизни человека всегда нерефлексируемы и тем самым неосознанны; истоки совести восходят к безсознательному.


Тело человека отнюдь не является точным зеркальным отражением его духа. Это было бы верно лишь для «просветленного» тела, лишь «просветленное» тело репрезентирует духовную личность, тело же «падшего» человека представляет собой разбитое, а потому искажающее зеркало.

Хорошо функционирующий психофизический организм является условием развития человеческой духовности. Важно лишь не забывать, что психофизическое, как бы оно ни обуславливало такую духовность, не может на что-либо воздействовать, не может породить эту духовность, что биос не влияет на логос, также как фюзис или сома на психе, а лишь обуславливает его.
Нарушение психофизической функции сказывается в том, что стоящая за психофизическим организмом и в определенном смысле над ним духовная личность не может получить внешнее проявление, выразить себя вовне. Психоз означает для личности именно это – ни больше ни меньше.
Выявить в психозе личностное и дать ему проявиться – задача экзистенциального анализа.

Исследуя 2500 близнецовых пар, Кальман обнаружил 11 случаев самоубийства одного из братьев, и ни разу этого не случилось с обоими братьями.

Человеческое бытие начинается лишь там, где заканчивается любая установленность и фиксируемость, любая однозначная и окончательная неопределенность.

Чтобы вылечиться, больной должен как-то внутренне отмежеваться от своей болезни, от своего «сумасшествия». Если же, однако, я буду рассматривать болезнь как нечто, что полностью овладевает человеком и преобразует его как целое, как бы диффузионно проникая в него, то я никогда не смогу понять и постичь самого больного, стоящую за и над любым (в том числе психическим) заболеванием духовную личность.

Духовная личность принимает решение о душевном характере.

Я не только поступаю в соответствии с тем, как я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как поступаю.


Телесно-душевный упадок сил зависел от духовной установки, но в этой установке человек был свободен.
В условиях концлагеря наступало улучшение тяжелых навязчивых нервозов (Краль)


Жизнедеятельность муравейника можно считать целенаправленной, но никак не осмысленной. А где отсутствует смысл – исторический процесс невозможен.

Люди психологически не способны выдумывать ложные доводы в пользу жизни вообще и в пользу продолжения собственной жизни в частности, когда мысли о самоубийстве овладевают ими все больше и больше.

Взаимоотношения между миром животного и человека, а также между миром человека и сверхмиром соответствуют «золотому сечению».

В мире появляется что-то подобное закону сохранения духовной энергии. Согласно этому закону ни одна драма или трагедия внутренней жизни человека никогда не проходила впустую, даже если они разыгрывались втайне, не отмеченные, не прославленные ни одним романистом.


Удовольствие не может придать жизни смысл. Смысл радости не может заключаться в ней самой.

«Дверь к счастью открывается наружу» Кьеркегор.

Ценности жизни – «созидательные» (реализуемые в продуктивных творческих действиях), ценности «переживания» (переживания прекрасного, присущего миру), ценности отношения – отношение человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Таким образом – человеческое существование никогда не может быть бессмысленным.

Наша цель – помочь пациенту освоить максимально доступную ему жизненную позицию, перевести его, так сказать из «страдающего» состояния в «активно-действенное»

«Как нам познать себя? Размышляя – никогда, но действуя. Старайтесь исполнить свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом? Требования каждого дня».
«Когда и каким образом человек узнает, что Небеса простили его за что-либо? Только никогда больше не греша подобным образом, человек узнает, что Всевышний простил ему этот грех» (хасидская притча)

Невротический больной всегда стремится выполнять какую-либо одну жизненную задачу в ущерб остальным.

Жизненной задачи «вообще» не существует, также как не существует «самого лучшего шахматного хода «вообще», шахматист должен лишь попытаться, насколько это в его силах и насколько позволяет противник, сделать лучший ход в любой данный момент времени».


Проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставляемые жизнью, в принятии ответственности за свою жизнь, выступает совесть. Голос совести, которым она «говорит» с нами – неоспоримый факт, переживаемый каждым.

Конечность человеческой жизни является тем, что придает человеческому существованию смысл, а не тем, что лишает смысла.

К любой ситуации нужно подходить так, как будто живешь во второй раз и в прошлой своей жизни уже сделал ошибку, подобную той, которую собираешься совершить сейчас. Как только человек действительно представит себя в такой воображаемой ситуации, он немедленно осознает всю глубину той ответственности, которую он несет через любой момент своей жизни, ответственности за то, что воплотиться в ближайший час его существования, за то, каким будет его следующий день.

В конце концов, мы не можем судить о биографии на основании числа входящих в нее страниц или ее продолжительности – мы должны основываться в оценке любой биографии на богатстве ее содержания.

Жизнь превосходит себя не в «длину» - в смысле самовоспроизводства, а в «высоту» - путем реализации ценностей – или в «ширину» - воздействуя на общество.

Именно из-за людского несовершенства следует уникальность каждого индивида, поскольку каждый из нас несовершенен на свой манер.

Если отношения между человеком и сообществом можно сравнить с целым мозаичным рисунком, то взаимоотношения человека и толпы подобны серому булыжнику, которым выкладывают мостовую: все камни имеют одинаковый цвет и форму, каждый может быть заменен другим; для хорошего качества мостовой совершенно не обязательно, чтобы ее мостил именно этот, отдельно взятый булыжник.

Следовательно, толпа подавляет индивидуальность составляющих ее людей, таким образом ограничивая их свободу ради равенства и подменяя братство стадным инстинктом.


Тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для люьбых форм коллективизма. Истинное общество, в сущности – это сообщество ответственных личностей; толпа – это просто множество обезличенных существ.

«Эрго» («Я») по сути своей противостоит инстинктам, составляющим подсознательное «Оно».


«Психоанализ – интеллектуальная алхимия, которая настаивает на возможности превращения сексуальных инстинктов в нравственные побуждения». Шелер.

Плавать под парусом – это не значит отдать корабль на волю ветра; напротив, искусство моряка-парусника как раз и заключается в его способности использовать ветер так, чтобы он гнал корабль в нужном направлении, так что хороший моряк может править даже против ветра.

Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.


Для оценки художественных достоинств мелодии маловажно, в в каких – мажорных или минорных – тональностях она написана.


Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.


Судьба, которую переживает человек, имеет двоякий смысл: он должен ее формировать, где это возможно, и – где это необходимо – достойно принимать ее, терпеть.


«Жизнь – ничто, это лишь возможность совершать что-то». Гегель.


Работа сама по себе не делает человека незаменимым, она лишь предоставляет ему возможность стать таковым.


Смерти, отмеряющей конец жизни, боится лишь тот, кто не в полной мере использовал данную ему жизнь.


Импульс любви прорывается к тому слою существа, в котором каждый отдельный человек уже представляет больше не «тип», а самого себя, несравнимого, незаменимого и обладающего всеми достоинствами своей неповторимости. Это достоинство есть достоинство ангелов, в отношении которых схоластика утверждала, что они не представляют вид; скорее существует только один экземпляр каждого вида.


«Любовь видит человека таким, каким его «предполагал» при создании Бог» Хаттинберг,
.

Увлечение ослепляет нас; настоящая любовь дает нам возможность видеть.


Любовь помогает любимому стать таким, каким его видит любящий. Потому что тот, кого любят, всегда стремиться стать достойным того, кто его любит, и тем самым становится все более и более похожим на тот образ, каким его «замышлял и хотел видеть Бог».


Кант заметил в свое время, что человек хочет быть счастливым, но чего ему по-настоящему стоит желать – так это быть достойным счастья. Мы, однако, придерживаемся той точки зрения, что человек не хочет просто быть счастливым. Скорее он хочет иметь основания быть счастливым.


Сексуальности надо дать созреть спокойно, продвигаясь к здоровому, полному смысла эротизму, созвучному с человеческим достоинством, к эротизму, в котором сексуальный элемент является выражением и венцом любви. Этому виду эротизма обязательно должно предшествовать начало сексуальных отношений. Но если в область чистого секса входить преждевременно, молодой человек не способен перейти к синтезу сексуальности и эротизма.


В функции врача как советчика не входит снятие ответственности с человека, который ищет совета; наоборот, задача врача – научить его ответственности.


«Если я не сделаю этого – кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас – то когда же мне это сделать? Но, если я сделаю это только для себя самого – то кто я?» Гиллель,

Смыслы жизни обнаруживаются, а не придумываются.


«Мы можем быть одновременно уверены наполовину, но преданы всем сердцем». У.Олпорт


Логотерапия – оптимистическое отношение к жизни, потому что она учит тому, что нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения.


Судьба не может быть изменена – иначе это была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком.

Страдание может иметь смысл, если оно меняет к лучшему тебя самого.


«Жажда – лучшее доказательство существования воды» Франц Вервель.


«У сердца есть свои доводы, которые недоступны разуму» Б.Паскаль


Есть лишь один достойный способ использовать деньги – купить время для работы.


Мы нуждаемся в новых типах досуга, которые дадут нам возможность созерцания и размышления.


Человеку необходимо найти все лучшее в одиночестве, «набраться смелости» остаться в одиночестве. Есть творческое одиночество, которое позволяет превратить нечто негативное – отсутствие людей, в нечто позитивное – возможность размышлять.


В сравнении с теми, кто подает секс под видом сексуального образования, нудистских марафонов и тому подобного, можно оценить честность обыкновенной проститутки: она не притворяется, что занимается своим делом ради блага человечества, беды которого, как многие авторы хотят заставить нас поверить, заключены в плохом оргазме.


Цель психотерапии – исцеление души, цель религии – спасение души.


Если мы хотим определить отношение человеческого к божественному, то есть к сверхчеловеческому, измерению, то напрашивается сравнение с золотым сечением. Как известно, в нем меньшая часть относится к большей также, как большая к целому. Не подобно ли это отношение животного к человеку и человека к Богу? Как известно, у животного есть лишь среда, в то время как человек «обладает миром» (Макс Шеллер), однако мир человека относится к сверхмиру также, как среда обитания животного относится к миру человека. И это означает, что, подобно тому, как животное, находясь в своей среде, не в состоянии понять человека и его мир, так и человек не в состоянии иметь представление о сверхмире.


Я не могу смеяться по команде. Если кто-то хочет вызвать у меня смех, ему придется потрудиться и рассказать мне анекдот. Аналогичным образом обстоит дело с любовью и с верой: ими нельзя манипулировать.


Существует тенденция не к уходу от религии, а от тех верований, которые, похоже, не занимаются ничем другим, кроме борьбы друг с другом и переманивания друг у друга верующих.
Мы движемся не к универсальной, а к личностной, глубочайшим образом персонифицированной религиозности, с помощю которой каждый сможет общаться с Богом на своем собственном, личном, интимном языке.
Никто не может сказать, что его язык выше других языков: на любом языке человек может прийти к истине, к единой истине, и на любом языке он может заблуждаться и даже лгать. Также посредством любой религии человек может обрести Бога – Единого Бога.



Опасаясь совершить богохульство, человек тем самым его и совершает; ведь самое настоящее кощунство – считать Бога настолько плохим диагностом, что он не в состоянии дифференциально диагностировать, где богохульство, а где навязчивые представления.


«Не так трудно, как кажется, возненавидеть себя, благодать же состоит в том, чтобы себя позабыть». Бернанос, «Дневник сельского священника»


Позитивная цель логотерапии – научиться жить в направленности на цель.



Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер.с англ.и нем./ Общ.ред.Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева; вст.ст. Д.А. Леонтьева. – М.»Прогресс», 1990.-368с.:ил.-(Б-ка зарубежной психологии).
Tags: мысли, психология, социология, ссылки, философия
Subscribe

  • да

    Оригинал взят у sl_lopatnikov в Следующая остановка - Судан . Что бы ни было, в России нельзя допустить оранжевого сценария. Я…

  • Побывал в деревне

    Спросил подвыпивших мужиков - - голосовать пойдете? - конечно! - за кого, если не секрет? - За Путина и Нашу Партию!... А вообще тут в город…

  • В тему дня

    Про первую, мирную часть сегодняшнего выступления я писал. На второй меня небыло, судить не берусь. Одно скажу - люди на Водном Стадионе были трезвы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • да

    Оригинал взят у sl_lopatnikov в Следующая остановка - Судан . Что бы ни было, в России нельзя допустить оранжевого сценария. Я…

  • Побывал в деревне

    Спросил подвыпивших мужиков - - голосовать пойдете? - конечно! - за кого, если не секрет? - За Путина и Нашу Партию!... А вообще тут в город…

  • В тему дня

    Про первую, мирную часть сегодняшнего выступления я писал. На второй меня небыло, судить не берусь. Одно скажу - люди на Водном Стадионе были трезвы,…